У Лукоморья

А. С. Пушкин

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…


Разгадки стихотворения

Русалка на ветвях сидит

Если русалка сидит на дереве, это может указывать на практику, связанную с деревом как сакральным объектом, который является важным связующим звеном между мирами. В мифологиях, включая славянскую и руянскую, дерево часто символизирует ось мира — связь между небом, землёй и подземным миром. Деревья были не только источником жизни, но и священным местом, где происходили важные ритуалы.

В контексте русалки, которая сидит на дереве, это может означать, что она, как духовное существо, находится на стыке этих миров — материального и нематериального. Дерево здесь становится местом, где этот переход возможен. Возможно, это символизирует какие-то ритуалы, связанные с духовным восхождением или с глубокими связями с природой, с переходом в иное состояние сознания или мира.

Таким образом, если мы смотрим на это через призму древних верований руян, русалка, сидящая на дереве, может быть не просто мифологическим существом, а отражением практик, в которых дерево выполняет роль проводника между мирами. Это может быть как медитативная практика, так и ритуал связи с духовным миром, в котором человек или существо проходят через эту связь, подобно русалке, соединяя материальный и нематериальный миры.